2020-06-17

​Тяжелые времена: индустрия соков, нектаров и негазированных напитков сталкивается с большими переменами

Индустрия, уже страдающая от снижения потребительского спроса на ключевых рынках из-за растущей популярности здорового образа жизни, теперь сталкивается с изменениями климата и тающими запасами воды. Мы исследуем тенденции, проблемы и возможности, связанные со здоровьем, экологичностью, окружающей средой и потребительским спросом, с которыми сегодня сталкивается индустрия напитков.​

Среди проблем индустрии можно назвать изменение климата, дефицит воды и здоровье потребителей

«Фруктовый сок так же вреден, как и газировка». «Откажитесь от стакана сока в день и вы значительно снизите риск возникновения диабета». «Установлена связь между фруктовыми соками и заболеванием раком». Практически каждую неделю за последнее десятилетие подобные заголовки терроризировали производителей сока и нектара — а покупатели внимательно следили за ними. ​

Хотя потребление соков в Китае вырастет, по прогнозам, более чем на 4 % в ближайшем будущем1, результаты исследований, опубликованные летом 2019 года Министерством сельского хозяйства США, показали, что средний американец выпивает около половины от того объема, который потреблялся на пике индустрии, в конце 1990-х годов2. График потребления сока в Западной Европе также не демонстрирует значительного роста: за 2019 год он поднялся всего на 1 %3.​

«Это большая проблема. Индустрия столкнулась с десятилетним снижением потребления в США и Европе — вероятно, из-за проблем с сахаром. Так как же индустрия справляется с этим?» — спрашивает Джон Коллинз (John Collins), исполнительный директор Международной ассоциации фруктового и овощного сока. ​

По словам Николаса Ходака(Nicholas Hodac), председателя правления UNESDA, который представляет индустрию в Европе, производство безалкогольных и негазированных напитков десятилетиями сталкивается с одной и той же проблемой. «Это началось не несколько лет назад; можно утверждать, что тренд по сокращению потребления сахара можно проследить до 1970-х годов», — говорит он.  ​

В то же время производители напитков сталкиваются с давлением в результате изменения климата, которое влияет на поставщиков фруктов и предъявляет к промышленности новые требования по повышению экологичности подбора поставщиков, энергии и воды, использующихся в производстве, упаковке и транспортировке.  ​

Рост за счет инноваций ​

Гаурав Дaтт (Gaurav Dutt), менеджер по глобальным деловым прогнозам и аналитике в Tetra Pak считает, что производители соков уже почти нашли способ решения проблемы роста. «В ближайшие три года мы прогнозируем всемирный рост по всем показателям, с совокупным годовым темпом, скажем, от 1% до 2%», — предсказывает он.   ​

Рынки в Азии и Юго-Восточной Азии, где потребление никогда не снижалось, будут продолжать расширяться. Тем временем, положительная динамика вернется в некоторые части Европы и Америки, поскольку промышленность выпускает инновационные продукты.  ​

«Производители отреагировали довольно быстро», — объясняет Датт. «Они поняли, что им нужно разработать решения для сложившейся ситуации. В данный момент они пришли к тому, что мы называем «соки с добавленной стоимостью». ​

К ним относятся соки с добавлением так называемых «суперфруктов», соки, смешанные с хлопьями или белками, чтобы удовлетворить тенденцию замены приема пищи, продукты с «чистой этикеткой» с минимальным количеством ингредиентов и фруктовый сок с пониженным содержанием сахара.  ​

Все это следует за сдвигом в сфере производства безалкогольных и негазированных напитков в сторону низкокалорийных продуктов. Продажи в данной категории в настоящее время составляют в среднем 24% в Европе и более 40% на некоторых других рынках.  ​

Овощной сок содержит одну четверть от количества сахара, содержащегося в апельсиновом соке, поэтому смешивание его с другими соками может уменьшить общее содержание сахара. «Мы видим, что овощные соки становятся все более популярными, при этом смешанные вкусы становятся более востребованы, чем соки с каким-то определенным вкусом», говорит Коллинз.  ​

Производители негазированных напитков также пересматривают свои рецепты, чтобы уменьшить содержание сахара. Они одновременно стараются уменьшить размеры порций и запустить ряд новых продуктов для здорового образа жизни — например чай со льдом и ароматизированную воду», — заявляет Ходак. ​

Изменение климата и проблемы, связанные с водой ​

Изменение климата все больше сказывается на производстве соков и нектаров, а ураганы поражают районы для выращивания апельсинов во Флориде и Карибском бассейне, в то время как производителей в Центральной и Южной Америках, Калифорнии и других странах коснулась проблема засухи. Датт говорит, что изменение климата также затронуло фермеров в его родной Индии. ​

«Я родом из сельскохозяйственного пояса Индии. Фермеры там весьма недовольны, потому что дождь часто идет тогда, когда этого происходить не должно. В свою очередь, когда должен идти дождь, а он не идет, в стране начинается засуха». ​

Коллинз утверждает, что крупные производители все больше осознают, какое большое воздействие индустрия оказывает на запасы воды. «Они предпримут меры, чтобы быть более осторожными с использованием воды, забором из природных источников и использованием технологии умного орошения». ​

Вода — это ключевой ингредиент для индустрии напитков: вода составляет около 90% состава готовой продукции. Ходак заявляет, что эффективность, сокращение, сохранение и защита воды были в центре внимания более 20 лет, что доказывают такие громкие проекты, как очистка Дуная. «Производственные операции направлены на оптимизацию использования воды и рационального подхода к отработанной воде. Несколько наших компаний восполняют значительный процент воды, которую используют — в 2018 году некоторые добились показателя в 100%. Отработанная вода, использованная для охлаждения и промывки, также повторно используется для внутренних процессов — например для мойки грузовиков и полов.» ​

Растущие требования к экологичности  ​

Сейчас, когда некоторые страны начинают принимать более решительные меры по борьбе с изменением климата, давление на производителей будет расти: им придется снизить потребление энергии и воды, использовать более экологичную упаковку и сократить потребление энергии, используемое при транспортировке.  ​

Первая из этих задач — сокращение потребления энергии и воды — может быть решена путем инвестирования в новые технологии обработки.  ​

Датт предсказывает, что производители соков, нектаров и негазированных напитков столкнутся со все более жестким регулированием, которое заставит их снижать потребление энергии — или платить внушительные штрафы. Он также ожидает давления со стороны потребителей. В данный момент они по большей части сосредоточены на упаковке и процессе выращивания ингредиентов, но, вполне возможно, вскоре переключатся на вопросы использования воды и энергии в производстве.   ​

«Если вы, как производитель, не предпринимаете по этому поводу каких-либо действий, будьте готовы к тому, что потребителей это не порадует. И это может оказать значительное влияние на успешность вашего присутствия на определенных рынках в будущем». ​

Поскольку большая часть фруктов производится в тропиках, вдали от крупнейших рынков, снижение объемов транспортировки станет для индустрии тяжелой задачей. Однако влияние так называемых «продовольственных миль» на общий углеродный след фруктов меньше, чем многие предполагают. Фрукты и овощи, выращенные в парниках Европы, потребляются прямо на месте, однако их углеродный след бывает больше, чем у выращенных в тропиках и привезенных морем товаров.  ​

Ходак утверждает, что участники его организации сосредоточены на снижении потребления энергии и повышении эффективности ее хранения и использования — там, где это возможно. За последние десять лет многие заводы по производству и розливу напитков сократили выбросы углекислого газа почти в два раза. Это было достигнуто путем использования новых энергоэффективных технологий, систем охлаждения и распределения». ​

​Местные герои ​

Тенденции к выбору местной продукции распространяются из Европы и США на другие рынки, и не только по экологическим причинам. Например, индийские потребители теперь хотят видеть в соковых смесях местные ингредиенты, такие как куркума и фрукты кокум. ​

Производители соков также находятся под давлением: они должны быть уверены, что их фрукты поступают от поставщиков, следующих этическим нормам. Тринадцать крупнейших мировых производителей соков, блендеры и разливщики взяли на себя обязательство: к 2030 году использовать 100% экологически чистый сок. Это решение принято в рамках инициативы «Экологически чистый сок», разработанной IDH, НКО по экологичной торговле.   ​

Ходак говорит, что видит похожую тенденцию среди производителей негазированных напитков. «Это не только местные вкусы, но и требования экологичности, которым должны соответствовать ваши продукты. В последнее время образовалась тенденция выбора органических, био-продуктов. Эта тенденция присутствует и в индустрии напитков».  ​

Датт говорит, что спрос на био-продукты будет только расти. «Полагаю, что двумя основными факторами, продвигающими эти изменения, можно назвать количество сахара, которое влияет на здоровье, а также экологичность и возможность отслеживания цепочки производства. Именно эти тенденции влияют на решения потребителей». ​

Если производители напитков продолжат так же креативно реагировать на новые задачи, как и сегодня, эти неприятные заголовки вскоре исчезнут.​

​Заинтересованы в проблемах и возможностях устойчивого развития индустрии соков, нектаров и негазированных напитков? Слушайте наши новые подкасты — Juicecast!   ​​

Некоторые ключевые данные 

В 2017 году американцы потребляли всего 20 литров сока в год4. Это меньше, чем когда-либо за последние 50 лет.

Сегмент негазированных напитков имеет лучшие результаты, нежели соки, при этом совокупный годовой рост выручки по всему миру за 2020–2023 года ожидается на уровне 5 %5. Ежегодный рост в Китае (8%) компенсирует более слабый рост в США и Европе (1,7% и 2,6% соответственно).

При производстве соков потребляется чрезвычайно много воды. По данным Геологической службы США, для выращивания одного апельсина требуется 50 литров воды, а для получения одного стакана апельсинового сока — 200 литров6.

Примечание редактора. Эти прогнозы были сделаны до коронавирусного кризиса и не учитывают возможные долгосрочные экономические последствия пандемии.

Ссылки: ​

1. https://www.statista.com/outlook/20030000/117/juices/china Цитируется: январь 2020 г.​

 2. https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2019-09-27/american-shoppers-spurn-orange-juice-for-for-fresh-fruit Цитируется: январь 2020 года​

 3. https://www.statista.com/outlook/20030000/102/juices/europe Цитируется: январь 2020 г.​

​ 4. https://www.statista.com/statistics/257149/per-capita-consumption-of-fruit-juices-in-the-us/ Цитируется: январь 2020 г.​

5. https://www.statista.com/outlook/20020200/100/non-carbonated-soft-drinks/worldwide Цитируется: январь 2020 г.​

6. ​https://water.usgs.gov/edu/activity-watercontent.php Цитируется: январь 2020 г.

2020-06-17

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​The big squeeze: the juice, nectar and still drinks industry confronts a changing world

Already suffering from reduced consumer demand in key markets because of the health trend, many juice, nectar and still drinks producers now face dwindling water supplies and a changing climate. We look into the trends, challenges and opportunities around health, sustainability, the environment, and consumer demand facing the beverage industry today.​

Climate change, water scarcity and consumer health are among challenges

‘Fruit juice is as bad as soda’. ‘Cutting a glass of juice a day sharply reduces diabetes risk’. ‘Fruit juices linked to cancer’. Negative headlines have hit juice and nectar producers almost weekly over the past decade – and consumers have noticed. ​

While juice consumption is expected to continue growing in China by more than 4% in the short term1, figures released during summer 2019 by the US Department of Agriculture showed that the average American was drinking about half what they drank when the industry hit its US peak in the late 1990s2. Juice consumption in western Europe also is flatlining, up​ by only about 1% in 20193.​

“It’s a big problem. Consumption has faced a ten-year decline in the US and Europe, probably due to the sugar issue. So how does the industry tackle it?” asks John Collins, Executive Director of the International Fruit & Vegetable Juice Association. ​

The soft and still drinks industry has faced the same problem for decades, according to Nicholas Hodac, Director General of UNESDA, which represents the industry in Europe. “It’s not something that started just a few years ago; one could argue that sugar reduction could be traced back to the 1970s,” he says.  ​

At the same time, beverage producers are facing pressure as a result of climate change, which is affecting fruit growers and putting new demands on the industry to increase the sustainability of sourcing, energy and water use in production, packing and transport.  ​

Growth through innovation ​

Gaurav Dutt, Global Business Insights and Analytics Manager at Tetra Pak, believes juice producers are already on the way to finding an answer to the growth problem. “In the coming three years, we forecast that we will see growth coming in from an overall perspective, with a compound annual growth rate of, let’s say, between 1% to 2% globally,” he predicts.   ​

Markets in Asia and Southeast Asia, where consumption never declined, will continue to expand. Growth will meanwhile return to parts of Europe and the Americas, as the industry launches innovative products.  ​

“Manufacturers have been quick to react,” Dutt explains. "They understood that they needed to develop solutions to take care of this trend, and what they are doing is moving towards what we call ‘value-added juices’.” ​

These include juices enhanced with so-called 'super fruits', juices mixed with cereal or proteins to cater to the meal replacement trend, ‘clean label’ products with as few ingredients as possible, and reduced-sugar fruit juice.  ​

This follows the shift in the still drinks and soft drink industries towards low and no calorie products, with the category now making up an average of 24 percent of sales in Europe, and more than 40 percent in some markets.  ​

Vegetable juice contains about a quarter of the sugar found in orange juice, so blending it with other juices can reduce overall sugar content. "We see vegetable juices becoming more popular, and moving away from single flavours towards mixtures is a growing trend,” says Collins.  ​

Still drinks producers are also reformulating their recipes to reduce sugar content. They have at the same time moved to reduce portion sizes and launched a range of new health products such as iced teas and flavoured waters, Hodac says. ​

Climate change and water challenges ​

Climate change is increasingly affecting the juice and nectar industry, with hurricanes hitting orange-growing areas in Florida and the Caribbean, while growers in Central and South America, California and elsewhere, are affected by drought. Dutt says that the changing climate has also affected farmers in his home country of India. ​

“I come from the farming belt of India, and farmers there are not happy, because it’s raining when it’s not supposed to rain, and it’s a drought when it is supposed to rain.” ​

Collins says that large growers were also becoming increasingly conscious of their water footprint. “They will take steps to be more careful with their water usage, collecting from natural water sources, and using smart irrigation technology.” ​

Water is a key ingredient for the still drinks industry, with water representing some 90% of a beverage’s composition. Hodac says that water efficiency, reduction, conservation and protection have been a core focus for more than 20 years with high profile projects such as the cleaning up of the Danube. “Manufacturing operations aim to optimise water use and treat wastewater appropriately. Several of our member companies are replenishing a significant percentage of the water they use – some achieving up to 100% in 2018.  Wastewater from production processes such as cooling and rinsing is also being reused internally to clean trucks and floors.” ​

Growing demands for sustainability  ​

With some countries now starting to take more decisive steps to combat climate change, pressure will grow on producers to reduce their use of energy and water, to use more sustainable packaging, and to reduce energy used in transport.  ​

The first of these – reduction of energy and water – can be achieved by investing in new processing techniques.  ​

Dutt predicts that juice, nectar and still drinks producers will face increasingly tough regulation forcing them to reduce energy use or pay heavy fines. And he expects consumer pressure, now mainly focused on packaging and the growing process, to begin to bear on energy and water use in production too.   ​

“If, as a manufacturer, you're not doing something about it, you're not seen doing something about it, you are not in the good books of consumers. And that can have a significant impact on how you are able to operate in the markets tomorrow.” ​

With most fruit produced in the tropics, far from the biggest markets, the industry will struggle to reduce the amount of transport it uses. But the impact of so-called food miles on fruits’ total carbon footprint is less than most assume, with fruits and vegetables grown under glass in Europe and then consumed there often having a larger carbon footprint than those grown in the tropics and imported by sea.  ​

Hodac says that his organization’s members are focused on driving energy efficiency, conservation and reduction wherever possible. “CO2 emissions have been halved in many manufacturing and bottling plants over the past ten years through the use of new energy-efficient technologies in plants, and also cooling and distribution systems.” ​

​Local heroes ​

The preference for local produce is spreading from Europe and the US to other markets, and not only for environmental reasons. Indian consumers, for example, now want local ingredients such as turmeric and kokum fruit in their juice blends. ​

Juice producers are also under pressure to ensure that the fruit they use is ethically sourced. Thirteen of the world's biggest juice producers, blenders, and bottlers have committed to only use 100% sustainably sourced juice by 2030, under the Sustainable Juice Initiative developed by IDH, a sustainable trade NGO.   ​

Hodac says he sees a similar trend among still drinks producers. “It’s not just local flavours but also whether your products reach certain sustainability requirements. There has been a huge trend towards organic, bio foods, and that’s something you also witness in the still drinks industry.”  ​

Dutt says he expects this demand to intensify over the coming decade.  “I think the two big trends driving this shift in the juices industry are health, related to sugar, and secondly and more importantly, the sustainability and traceability demanded by the consumers.” ​

If beverage producers continue to be as creative as it is today, those bad headlines should start to fade away.​

​Interested in the juice, nectar and still drinks industry’s sustainability challenges and opportunities? Listen to our new podcasts – Juicecast!   ​​

Some key figures: 

In 2017 Americans consumed just 20 litres of juice a year4. This is less than at any time in the last 50 years.

The still drinks segment is outperforming juice, with compound annual growth in revenues expected to reach 5% worldwide from 2020-20235. Annual growth of 8% in China is offsetting weaker growth of 1.7% and 2.6% in the US and Europe.

Juice production is extremely water intensive. According to the US Geological Survey, it takes 50 litres of water to grow a single orange, but 200 litres to make a single glass of orange juice6.

Editor’s note: These predictions were made ahead of the coronavirus crisis and do not take account of possible long-term economic effects of the pandemic.

References: ​

1. https://www.statista.com/outlook/20030000/117/juices/china Cited: January 2020​

 2. https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2019-09-27/american-shoppers-spurn-orange-juice-for-for-fresh-fruit Cited: January 2020​

 3. https://www.statista.com/outlook/20030000/102/juices/europe Cited: January 2020​

​ 4. https://www.statista.com/statistics/257149/per-capita-consumption-of-fruit-juices-in-the-us/ Cited: January 2020​

5. https://www.statista.com/outlook/20020200/100/non-carbonated-soft-drinks/worldwide Cited: January 2020​

6. ​https://water.usgs.gov/edu/activity-watercontent.php Cited: January 2020